Что читать молодым, которые уже не хотят серьезной классики, но и young adult их уже не устраивает? На помощь пришла Салли Руни и некоторые ее последователи. Удалось ли кому-то достичь такого же коммерческого успеха и такой же популярности, как ей? Сложно ответить на этот вопрос однозначно, но яркие писатели точно есть. Например, Франческа Рис, выпустившая два романа, близка если и не по стилю произведений, то по духу самой Салли.
Обе родились в 1991 году и имеют схожее происхождение — Салли Руни родом из Ирландии, а Франческа Рис — из Северного Уэльса. До того, как плотно заняться писательством, работали в ресторанах и кафе, при этом обе получили высшее образование в престижных университетах — Тринити-колледж в Дублине и Королевский колледж в Лондоне. Причем учиться они приехали из глубинки. Наверняка их жизненный опыт, сочетающий низкооплачиваемую работу и элитные университеты, после переезда писательниц в крупные города сыграл не последнюю роль в том, как и о каких людях они пишут.
Читателю нравится читать о себе. О том, что ему близко. И если нынешним 30-летним уже не нужно думать о пропитании для выживания, то на первый план выходят другие потребности. Самореализация, удовлетворение от жизни, поиск себя. Своим заявлением о ценности и нормальности миллениала Салли Руни и удивила литературный мир. Раньше человек, который никуда особо не стремится, вызывал удивление, если не осуждение. Но оказалось, что потратить годы на образование и вдруг не пойти работать по профессии стало привычным делом. Не стремиться осесть в одном месте, не брать ипотеку (хотя с нынешней процентной ставкой кто осудит героев романов Салли?) и не начинать жить обычную жизнь — так можно. Перестать осуждать тех, кто не идет по традиционному пути — вот цель такой литературы. Это голос поколения.
Салли родилась в Ирландии, в небольшом городке. Она изучала английский язык в Дублине, затем получила степень магистра по американской литературе. Параллельно участвовала в дебатах, причем в 2013 году заняла первое место на Европейском чемпионате по дебатам среди университетов. Тогда же она поняла, что не так уж и важно, что именно ты говоришь — главное то, как ты это делаешь. Важна убедительность.
Она опубликовала уже четыре романа: «Разговоры с друзьями», «Нормальные люди», «Прекрасный мир, где же ты?» и «Интермеццо» (последний на русский язык пока не переведен). Первые две книги принесли автору успех, множество наград и признание критиков. Они написаны просто и о простом, но именно этого не хватало читателям. Романы изданы огромным тиражом (по данным на сентябрь 2024 года, только англоязычных экземпляров было продано более 6 млн), первые два экранизированы.
Франческа Рис родилась в Северном Уэльсе, училась на родине и в Лондоне, некоторое время пожила в Париже, что заметно сказалось на свободе и раскрепощенности ее героев. Дебютный «Наблюдатель» — это как раз те герои, которые в 30 всё еще ищут себя, берут проектную, а не постоянную работу, горизонт их планирования вряд ли простирается за пределы недели. Получать от жизни максимум удовольствия, но не скатываться во все тяжкие — это притягательный сценарий. Героев ее романов интересуют современные клубы, загородные дома (при наличии средств или в качестве попутчиков), попытки разобраться в себе, а не вопросы отношений отцов и детей, морали, бедности или травмы детства. Тем не менее, от более сложных тем она не уклоняется.
Герои Франчески в ее первой книге ощупывают пространство, ищут себя. Проверяют: а вот так можно? А вот так? И этим они будут близки огромной аудитории — тем читателям, которые любят легкие истории. Но легкий не равно плоский, сама писательница стремится к тому, что называет «upmarket beach-reads» — престижное пляжное чтиво. Попроще, чем «большая литература», но и не бульварные романчики.
«Стеклянные дома» уходят в другую плоскость. Да, герои все еще легки и свободны, тем более, что повествование ведется в двух временных линиях: когда они еще учатся в школе, и когда им немного за 30. Свобода общения, вечеринки и выпивка сменяются взрослым миром: покупкой недвижимости, тяжелым физическим трудом, созданием серьезных кинопроектов. Браком, в конце концов. Но эту тему Франческа разбавляет тем, что интересует ее саму: столкновением деревенского менталитета с городским, а также политикой — валлийцы и англичане конфликтуют практически на каждой странице, постепенно переходя в преследование и открытое противостояние. И этим ее герои отличаются от ищущих себя молодых взрослых у Салли Руни. Молодые девушки и юноши из романов Франчески смотрят уже не только на себя, но и вокруг.
Кстати, сама Франческа жила в деревне, что сказалось на ее восприятии Лондона, когда она приехала поступать в университет. Конечно, ее ощущения ярко проявились во втором романе — она рассказала о том, что чувствовала сама, находясь вокруг столичных жителей, полных снобизма. Ей уже было не так просто говорить о том, что она работала в кафе, никто не называл это «милым».
Европейский и американский читатель как законодатель мод впитывает ощущение свободы выбора. В тренде возможность получить gap year между школой и университетом, возможность свободных отношений, возможность не устраиваться на постоянное место работы, где придется оставаться десятилетиями. Отбросив все условности и устои, молодые люди ищут свой собственный путь, не спеша взрослеть. Салли Руни, Франческа Рис и другие писатели помогают им, выступают в качестве поддержки: да, так можно; да, вы не одни. Они подсвечивают феминизм, социальный статус, самоощущение, самопознание, сексуальную ориентацию, поиск границ. И все эти темы — без осуждения. Потому что у каждого есть право выбора.
Российский читатель тепло воспринял романы Салли Руни. Франческа Рис также не осталась без внимания. Популярность миллениальной прозы растет и наверняка будет расти и дальше — вместе с увеличивающимся стремлением читателей к оспариванию социальными условностями. И такие авторы, как Салли Руни и Франческа Рис станут проводниками в этом процессе.